ТУ БИ-ШВАТ

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА

Всем известен праздник Ту би-Шват. А насколько он древний? Или же он совершенно новый? Давайте попробуем разобраться.

Первое упоминание о Ту би-Шват мы находим в Мишне, в трактате Рош hа-Шана ("новый год"), где говорится о том, что выделяют четыре новых года:

  • Первое Нисана – новый год царей и праздников.
  • Первое Элула – новый год для десятины скота.
  • Первое Тишрей – новый год счета годов, юбилеев, а также день Суда.
  • Пятнадатое Швата – новый год деревьев.


Ту би-Шват на иврите буквально — 15-ое Швата; числовое значение еврейских букв тет и вав — «ту» — пятнадцать. Наши мудрецы установили 15-ое Швата как «Новый год деревьев» потому, что к этому дню обычно уже выпадает большая часть годовой нормы осадков, и на деревьях успевают завязаться плоды. Плоды фруктовых деревьев, завязавшиеся до Ту би-Швата, считаются плодами этого года. Плоды, завязавшиеся после Ту би-Швата, будут считаться плодами следующего года. Завязью Талмуд считает плод, не достигший еще трети своего нормального размера.

"Новый год деревьев" - имеется в виду урожай для отделения десятин.

Пятнадцатый день еврейского месяца шват первоначально не носил праздничного характера, а имел практическое значение – служил чисто технической датой для отсчета годов дерева (поэтому существует и иное название этого дня – «Рош а-Шана ле-иланот» – Новый год деревьев) от которой рассчитывается начало сельскохозяйственного цикла. Ведь вся земледельческая деятельность еврейского народа в Эрец Исраэль регламентировалась еще и религиозными законами. Орла – так называются плоды первых трех лет жизни дерева –запрещены в пищу; только лишь с четвертого года плоды этого дерева можно есть. Трумот и маасрот – часть урожая (досл.: «подношения» и «десятины»), которую следовало отдать в Храм – в те времена, когда он существовал. Постепенно, с разрушением Храма и изгнанием еврейского народа, значение этого праздника практически сошло на нет.

Новое понимание этой даты привнесли в XVI в. каббалисты города Цфат, вернув его знаимость в еврейской жизни. Они превратили его в символ единства народа Израиля и природы Страны Израиля. Они же ввели и некоторые обычаи, которые распространились по всему миру. Это трапеза с фруктами и плодами Эрец Исраэль, специальный седер и четыре бокала вина, как в праздник Песах. Приблизительно со средних веков появляется и название Ту би-Шват.

В наши дни, отмечая праздник, принято есть плоды, растущие в Эрец Исраэль и упоминаемые в Торе - это пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, оливки, финики. Но на протяжении многих лет в условиях климата Восточной Европы единственным удовольствием этого дня могли быть только лишь изюм, орехи и другие сухофрукты. Они то и служили напоминанием о реальном, а не символическом, значении праздника.

ПОСАДКА ДЕРЕВЬЕВ

Ну и совсем молодой обычай этого праздника – это посадка деревьев. Начало этому новейшему обычаю было впервые положено в Ту би-Шват 1890 года в сельскохозяйственной колонии Зихрон Яаков. Историк и раввин Зеев Явец, один из основателей движения Мизрахи, а в то время учитель школы, организовал посадку рощи, раздав детям саженцы и торжественно пройдя по улице. Его примеру сажать в этот день деревья последовали и другие поселения.

В 1908 году Союз еврейских учителей включил Ту би-шват в календарь праздников еврейских школ в Эрец Исраэль. Еврейский Национальный Фонд в начале ХХ века посвятил именно этот день посадке различных деревьев, и в наши дни Фонд планирует на каждый Ту би-Шват крупные акции по посадке деревьев. В таких мероприятиях принимает участие много израильтян, исполняются особые песни, посвященные этому празднику. Церемонии посадки деревьев являются символом возобновления связи между еврейским народом и его землей.

МИНДАЛЬНОЕ ДЕРЕВО

Миндаль - символ праздника Ту би- Шват. Оно первым среди деревьев покрывается белыми и розовыми цветами. Обычно миндаль цветет с середины января до конца февраля.

Интересно, что ивритское название миндаля - "шакед" - означает "усердствующий" или "бодрый". И действительно, это дерево в своем усердии цветения опережает все остальные деревья Эрец-Исраэль. Ведь оно цветет первым из деревьев и очень прилежно, с огромным количеством цветов, кажется, что дерево тонет в белой или розовой пене кружев. Хотя миндаль - символ довольно новый, без него невозможно представить себе и сам праздник. Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают cказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети.

 

 

 

Мы желаем вам яркого и кошерного праздника!

Хаг Ту би Шват самеах!