ШАББАТ

ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Еврейский календарь в настоящее время является едва ли не старейшим из всех действующих. В продолжение тысячелетий туда вносились определенные коррективы. В настоящее время действует, так называемый, упорядоченный календарь, по которому празднуются все еврейские праздники, в синагогах читаются соответствующие моменту главы из Торы, проставляются даты в документах и многое другое.

В основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца. Уже несколько тысяч лет назад еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде). По солнцу отсчитывают дни, при этом день — это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках — по определению — двадцать четыре часа. По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл. С того момента, как солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит ровно год, равный приблизительно 365 дням и 6 часам. Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны». С момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.

Однако точный лунный цикл вокруг Земли занимает 29,5 дней, и мудрецы учли это. Они составили календарь, в котором чередуются 30-дневные месяцы с 29-дневными. Первые именуются полными, а вторые – неполными. Стандартный еврейский год состоит из 12 месяцев. Как мы видим, в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам. Чтобы компенсировать накопившийся сдвиг, в еврейском календаре предусмотрены «високосные» года: после нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый месяц.

В високосном году добавляется тринадцатый месяц — «Адар бет» — дополнительный месяц Адар. В этом случае первый Адар («Адар Алеф») содержит 30 дней, а второй («Адар бет») — 29. В 19-летнем цикле третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы еврейские мудрецы сделали високосными.

ШАББАТ

Слово «Шаббат» буквально переводится как «суббота» и восходит к древне­еврей­скому корню שבת, который означает «отдыхать», «покоиться», «прекращать». Но для иудеев это не просто день недели и не просто выходной. В Шаббат нужно оставить обычные повседневные дела, любую работу, посвятив его Богу и общению с близкими. Предписание о соблюдении Шаббата — одна из десяти заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, и, соответственно, один из наиболее строгих религиозных законов иудаизма. Вот как эта заповедь описана в двадцатой главе библейской книги Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный ника­кого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). У нас нет свидетельств о том, как именно соблюдали Шаббат в древности, однако уже с XI века до н. э. иудейские пророки писали о важности этой традиции . Более того, соблюдение Шаббата было важнейшим маркером еврейской идентичности и нарушение его каралось смертью. Объяснялось это тем, что Шаббат, как и обрезание, — это зримое воплощение завета между Богом и евреями, знак принадлежности к избранному народу.

Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смертная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не существует института, который может вынести такой приговор. Постановление о смертной казни мог вынести только Синедрион, и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Постепенно, по мере развития традиции, в иудаизме получает распространение идея о том, что соблюдение Шаббата — заповедь, которая вбирает в себя все остальные: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди», — написано в Талмуде. Все заповеди так или иначе связаны или с любовью к Богу, или с любовью к ближнему. Соблюдение Шаббата — это возможность проявить и то и другое. Тщательность соблюдения предписаний — проявление любви к Богу. Открытый в субботу дом, общение с друзьями и близкими — проявление любви к ближнему. Именно поэтому соблюдение Шаббата во времена иноземного, греческого или римского, владычества в Иудее становится знаком подлинной верности закону отцов.

Известна история, произошедшая во II веке до н. э., во времена , относящиеся к Хануке, когда Иудея находилась под властью Селевкидов. Вспыхнуло восстание, известное как Маккавейская война, и часть восставших бежала в пусты­ню. Отправленный за ними в погоню карательный отряд настиг восставших иудеев в субботу. Вместо того чтобы дать нападавшим отпор, повстанцы предпочли умереть, но не нарушать традицию. Очень скоро стало ясно, что, соблюдая столь строго закон Шаббата, иудеи не смогут выиграть войну. Матитьягу Хасмоней, инициатор и руководитель маккавейского восстания, принял беспрецедентное решение: ради спасения жизни народа Израиля можно сражаться в Шаббат. Позже, в первые века нашей эры, в Талмуде было сформулировано правило пикуах нефеш, или «спасение души», гласящее, что спасение человеческой жизни оттесняет любые религиозные законы, в частности закон о соблюдении Шаббата. Правило вызвало массу споров. Однако суть правила остается неизменной по сей день: ради того, чтобы спасти конкретного человека, чья жизнь находится в очевидной опасности, можно нарушить субботний покой. Прежде всего это касается военных действий или оказания медицинской помощи.

В Суккот решается, обильными ли будут дожди в этом году. На первый взгляд, нам следовало бы молить Вс-вышнего о дожде с начала праздника, однако мы не упоминаем о дожде в своих молитвах вплоть до Шмини Ацерет. «На что похоже, когда дождь идет в Суккот? На слугу, наполнившего вином стакан своего господина, а тот выплеснул вино ему в лицо». (Сукка, 28) В молитвах, произносимых в Суккот, дождь не упоминают. Но как только сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома, они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и даже включают специальную молитву о дожде. Но даже в Шмини Ацерет мы не просим Вс-вышнего послать нам дождь немедленно. Мы лишь упоминаем о дожде, восхваляя Вс-вышнего. Просить о дожде мы начинаем только седьмого Хешвана (а в диаспоре гораздо позже --с пятого декабря), потому что к этому времени успевают вернуться домой паломники, прибывшие на праздники в Иерусалим, а мы не хотим, чтобы дождь застал их в пути. Вс-вышний заботится о пропитании всех живых существ, оживляет мертвых, поддерживает падающих, излечивает больных, освобождает узников и т.д. В ряду подобных чудесных деяний упоминаются и дожди — ибо этот величайший дар Вс-вышнего, который видят все Его творения. Лишь благодаря дождю на земле существует жизнь, она каждый год дает урожай и деревья наливаются соками. Ничто не сходно с воскрешением из мертвых так, как прорастание под дождем семян, похороненных задолго до этого глубоко в толще земли.

ЧТО МОЖНО, А ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ШАББАТ

В самом тексте заповеди нет четкого ответа на этот вопрос. Сказано лишь: «Не делай никакого дела» (то есть работы). Но что именно считать работой? Над ответом на этот вопрос мучились много поколений законоучителей, изучавших и комментиро¬вавших священные тексты. В результате был сформирован список из 39 работ — млахот, охватывающий практически все формы человеческой деятельности, существовавшие в тот момент — то есть в первые века новой эры. Этот список зафиксирован в Вави¬лон¬ском Талмуде  , в трактате «Шаббат»:

1. Посев. 2. Пахота. 3. Жатва. 4. Вязка снопов. 5. Молотьба. 6. Веяние. 7. Сортировка. 8. Помол. 9. Просеивание. 10. Вымешивание теста. 11. Печение. 12. Стрижка шерсти. 13. Беление ее. 14. Тре¬пание. 15. Кра¬ш嬬ние. 16. Прядение. 17. Прикрепление основы к навою. 18. Пер嬬мещение нитей основы. 19. Ткание двух нитей. 20. Разъедине¬ние двух нитей. 21. Завязывание узла. 22. Развязыва¬ние узла. 23. Шитье двух стежков. 24. Распа¬рывание ради зашивания такого участка, который можно скрепить двумя стежками. 25. Ловля оленя. 26. Убой его. 27. Снимание с него кожи. 28. Соление кожи. 29. Обра¬ботка кожи. 30. Скобление. 31. Разрезывание. 32. Написание двух букв. 33. Стирание ради написания двух букв. 34. Стройка дома. 35. Раз-работка его. 36. Туше¬ние огня. 37. Зажи¬гание огня. 38. Битье молотом. 39. Вынос из одной области в другую.

Понятно, что значительная часть этого списка не очень актуальна для челове-ка, живущего в современном мире. Поэтому со временем список довольно сильно трансформировался. Так, напри¬мер, в наши дни по субботам запрещено включать или выключать электри¬чество, пользоваться телефоном, стирать, рисовать, ухаживать за садом, готовить, чинить что бы то ни было и т. п. Кроме этого, запрещены занятия, «не соответст¬вую¬щие духу субботы», напри¬мер катание на роликах или игра в футбол. Примечательно, что занятие сексом не относится ни к талмудиче¬ским, ни к более поздним запретам, а потому разрешено. Современность породила и ряд вполне законных с точки зрения традиции способов разре¬шения проблем, возникающих при соблюде-нии субботы. Например, «суб¬ботний лифт»: в самом по себе использова¬нии лифта в субботу нет проблемы — она возникает тогда, когда человек нажимает на кнопку, то есть приводит меха¬низм в движение или останавливает его. Так вот, «субботний лифт» ездит сам, останавливаясь на каждом из этажей. Суще¬ству¬ют холодиль¬ники с кнопкой «субботнего режима», отклю¬чающей все лам¬почки и датчики, загорающиеся обычно при открывании двери.

Согласно еврейской традиции, день сменяется следующим не в полночь, а с заходом солнца. В пятницу днем люди уходят с работы пораньше, приводят дом в порядок, готовят субботнюю трапезу. На стол, накрытый нарядной скатертью, обязательно кладут две халы-«плетенки», ставят особый красивый бокал с виноградным соком или вином, над которым будут читать благословение, и само вино. За 18 минут до захода солнца женщины зажигают субботние свечи.

После этого (в синагоге или дома) читают субботнюю молитву, поют специальную песнь-«Леха доди» («Выйди, мой друг, встретить невесту, вместе мы встретим Субботу»). Затем все собираются вокруг стола и произносят субботнее благословение над вином и халами. Потом начинается вечерняя трапеза

УТРО СУББОТЫ

Оно начинается с общей молитвы в синагоге, во время которой из специаль-ного шкафа торжественно достают большой свиток Торы, напи¬санный на пергаменте, и читают «недельную главу». Затем потомки коэнов — священ¬ников Иерусалимского храма — благо¬словляют общину. После службы во время субботнего обеда принято есть чолнт — жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне.

ВЕЧЕР СУББОТЫ

Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»). Во время этого обряда женщины снова зажигают свечи, мужчины читают благословение над бокалом вина. Есть древнее предание о том, что в субботу Бог дает каждому еврею дополнительную душу, а после субботы — забирает, и для того, чтобы смягчить горечь расставания, на исходе субботы принято нюхать успокаивающие благовония.