Многие люди не понимают, для чего нужны психологи в школе. В иудаизме
есть идея о том, что дети наиболее близки к Всевышнему, поэтому
порой они могут давать ясные ответы на довольно сложные вопросы.
Мы решили поинтересоваться у детей младших классов, как они видят
работу психологов в школе. И вот самые интересные ответы:
"чтобы у детей развивалась психика";
они помогают развиваться;
для того, чтобы не было сложно;
чтобы дети были добрыми и послушными и умели разбираться в делах;
для того, чтобы мы были спокойные, добрые и заботливые;
для того, чтобы развиваться и играть.
Кто же мы такие и что мы делаем?
Мы - это служба психолого-педагогического сопровождения Центра образования,
в которую входят психологи, логопеды и дефектологи. Совместно с
педагогами, родителями, кураторами и детьми мы ищем оптимальный
путь развития ребенка, формируем подходящую для каждого в отдельности
образовательную среду.
Для того чтобы окончательно разобраться с тем, кто такие
психологи, легче пойти от обратного: 1. Психолог - это не врач.
Когда кому-то предлагают обратиться к психологу, можно услышать:
"Я не больной, чтоб идти к психологу!". Но психолог и
не работает с больными, психолог - это специалист в области
консультирования и диагностики психически здоровых людей, без применения
каких бы то ни было лекарственных средств. 2. Психолог - это не учитель.
Учитель должен найти способ передать ученикам заранее известные
знания и научить детей этими знаниями пользоваться. Психолог обладает
определенными знаниями и представлениями о том, что такое здоровая,
развитая, гармоничная личность, и он использует их для того, чтобы
помочь каждому конкретному человеку раскрыть собственный потенциал
для решения стоящих перед ним задач. 3. Психолог - это не волшебник.
Если вы пришли с проблемой, не стоит ждать, что она разрешится после
одной консультации. Психолог может помочь вам разобраться в себе,
помочь увидеть собственные возможности, научить пользоваться внутренними и внешними
ресурсами. Скорее всего, жизнь заиграет перед вами новыми красками
и откроются новые возможности. Но это долгая совместная работа - ваша
и психолога.
Кто же тогда логопеды?
Среди ответов детей были и такие: "Психологи для того, чтобы
развить нашу речь". На самом деле этим занимаются совершенно
другие профессионалы, входящие в состав службы. Если ребенок плохо
говорит, постоянно делает ошибки на письме, не понимает смысла прочитанного,
то решить эти проблемы ему помогает логопед. Логопеды какое-то время
относились к начальной школе. Теперь они являются частью психологической
службы, но тесный контакт с начальной школой не утерян, ведь работа
по развитию речи ребенка наиболее эффективна именно в возрасте 7-10
лет.
Как говорят в Англии, "the last but not the least" (последний
по списку, но не последний по значимости) - это дефектолог,
помогающий преодолеть трудности в освоении учебного материала и
работающий с ребенком индивидуально или в небольших группах. Эти
специалисты появились в школе недавно,но за это время и учителя,
и родители убедились, насколько полезны и важны занятия такого рода.
О специалистах службы
Татьяна Владимировна Москалюк, психолог
Общение - это сложный процесс. Слышать и слушать другого, говорить так, чтобы другой мог понять тебя - это задачи, требующие определённых умений и опыта для любого человека, а тем более для ребёнка.На моих занятиях я стараюсь услышать ребенка и научить его выражать свои мысли и эмоции в понятной и безопасной для него и окружающих форме. Так восстанавливается контакт между ребёнком и окружающим его миром.
Я оказываю поддержку ребятам, в которой они нуждаются, когда сталкиваются с трудностями. Для этого я использую арт-терапию, а также консультирую в гештальт-подходе.
Александра Алексеевна Султанова, социальный педагог, психолог
Мы живем в неспокойное время. 21 век отличается ростом стресса.
Моя задача состоит в том, чтобы ученики нашей школы, их родители и учителя успешно справлялись с возникающими трудностями,
умели вовремя узнать и решить их, жили в согласии с миром.
Виктория Александровна Макагонова, тьютор
Кто такой тьютор?
Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.
Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний.
Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.
Фелан Ранбомовна Юсуфова, тьютор
Я – тьютор.
Если ребенок не понял новую тему или пропустил урок, то я поддержу и объясню ему те моменты, с которыми возникли трудности.
Дети, с которыми я занимаюсь, самые милые и искренние. Под чутким руководством педагогического состава школы мы все вместе
справляемся с трудностями, возникающими у детей в учебной деятельности.
Зинаида Моисеевна Кордун, логопед
Учитель-логопед. Занимаюсь с детьми начальных классов, у которых
есть логопедические проблемы или просто трудности усвоения русского
языка.
Наши занятия проходят индивидуально или в малых группах по 4-7
человек.
Родители детей с нарушениями произношения отдельных звуков или
общим недоразвитием речи, незначительным или явно выраженным, могут
прийти на консультацию во все дни, кроме среды.
Алия Джангировна Есипенко, дефектолог
Мне повезло. На своих занятиях я встречаюсь с самыми милыми, искренними и весёлыми ребятами - учениками начальных классов.
На занятиях мы вместе стараемся справиться с учебными трудностями.
Наталья Владимировна Михайлова, логопед (Тинок)
Ваш малыш плохо выговаривает слова? Его не понимают сверстники?
Дошкольное отделение "Тинок" и я, учитель-логопед, будем
рады вам помочь.
Постановка звуков, обучение рассказыванию, подготовка к школе в
доступной и интересной игровой форме.
Проект "Интеграция"
В 2006-2007 учебном году в рамках Центра образования начал функционировать
проект по интеграции детей с особыми потребностями в массовую школу.
Работа проекта строится на основе Приказа Минобразования РФ от
22 октября 1999 г. "Об утверждении Положения о службе практической
психологии в системе Министерства Образования Российской Федерации",
Законе г. Москвы от 28 апреля 2010 года №16 "Об образовании лиц
с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве", Положения
о службе психолого-педагогического сопровождения ЦО №1311 "Тхия",
Положения о Проекте "Интеграция" ГОУ ЦО №1311 "Тхия", что не противоречит
уставу и лицензии Центра образования. Проект работает при поддержке Благотворительного
фонда "Джойнт", Еврейского агентства "Сохнут" и Российского Еврейского Конгресса .
Основной целью данного проекта является включение детей с проблемами
в освоении учебного материала в образовательный процесс традиционной
школы, организация среды для эффективной адаптации и социализации
ребенка.
За время существования Проекта сложилась система работы с детьми
с особыми потребностями. В зависимости от структуры дефекта, в начале
года разрабатываются индивидуальные маршруты сопровождения. В обычное
школьное расписание ребенка встраиваются занятия с логопедом, дефектологом
или психологом. Формы работы со специалистами подбираются в зависимости
от структуры и сложности дефекта: в отдельных случаях организуется
работа в малых группах, для некоторых детей организованы индивидуальные
занятия. В течение учебного года учебный маршрут корректируется,
исходя из потребностей детей.
В 2007-2008 году педагогический коллектив Центра образования, специалисты
и администрация прошли курс повышения квалификации в Московском
институте открытого образования на базе Института коррекционной
педагогики РАО, кафедры интегрированного обучения в общеобразовательных
учреждениях "Клинико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция
стойких трудностей в обучении детей".
Для адаптации детей с особыми образовательными потребностями, при
переходе из начальной школы в среднюю, в пятом классе введена должность
ассистента учителя.
В рамках проекта сложилась чёткая система сотрудничества ЦО со специалистами
различных внешних организаций:
в 2007-2008 учебном году ЦО заключил договор о сотрудничестве
с Центром Лечебной Педагогики (ЦЛП);
в 2007-2008 учебном году установлен контакт с Институтом коррекционной
педагогики Российской академии образования (ИКП РАО);
в 2008-2009 учебном году ЦО заключил договор с Центром диагностики
и консультирования "Надежда";
в 2010-2011 учебном году заключен договор о сотрудничестве с
Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Ясенево".
Запись онлайн-встречи «Кризисные состояния детей и подростков»
Уважаемые родители!
В рамках Недели психологической поддержки в нашей школе предлагаем Вам посмотреть запись онлайн-встречи «Кризисные состояния детей и подростков».
Ведущий лекции: Анастасия Ильина, клинический психолог, семейный психолог, арт-терапевт; ведущий специалист Клиники Кризисной Помощи НПЦ ПЗДП им.
Г.Е.Сухаревой; преподаватель Института Интегративной Семейной Терапии.
Онлайн-встреча «Психологическая стабильность и благополучие в новых условиях»
Онлайн-встреча «Психологическая стабильность и благополучие в новых условиях»
Уважаемые родители! В рамках Недели психологической поддержки в нашей школе предлагаем Вам присоединиться к тематической онлайн-встрече
с родителями обучающихся города Москвы на тему: «Психологическая стабильность и благополучие в новых условиях» 18.12.2020 г. в 19:00.
Ведущие встречи – Екатерина Бокова, заведующий организационно-методическим отделом врач по гигиеническому образованию ФБУЗ "Центр гигиенического
образования населения», Касаткина Дарья Алексеевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник НИЛ развития личности и здоровьесбережения,
член ассоциации экзистенциально-аналитических консультантов и терапевтов.
Содержание лекции:
- Психологическая стабильность внутри семьи, практические кейсы
- Роль режима дня в психологическом благополучии и личной эффективности