Рама и картина: идеальная пара?

Третьяковская галерея открыла сезон необычной выставкой «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги». Наш 4а класс побывал на этой выставке в Инженерном корпусе музея.

Главные персонажи выставки - рамы. Мы увидели картины в рамах и рамы без картин, хранилище рам. Наверное, немногие из нас задумывались: зачем картине рама? Ведь, глядя на картину, мы чаще всего не обращаем внимания на раму. Экскурсовод попросила ребят подумать над этим вопросом. Было много интересных ответов: для безопасности и сохранности картины; рама придает картине аккуратность и как бы завершает ее; рама как "пограничник", разделяет мир реальный от мира, который изобразил художник; рама - своеобразная одежда картины, ее драгоценная оправа.

Мы узнали, что раму создает не один человек, а несколько (резчик по дереву, грунтовщик, мастер по орнаменту, позолотчик). Изготавливают рамы из хвойных пород деревьев, липы, ореха, дуба. Рама может быть дороже картины и сама стать шедевром декоративно-прикладного искусства. Узнали понятие "родная" рама - та, которую замыслил сам художник и сделал ее эскиз. Поняли, что раму и картину лучше не разлучать, потому что рама может усохнуть, а реставрировать рамы сложно и тяжело.

Если у картины родная рама, то они выглядят как "идеальная пара". Среди таких пар, которые мы увидели на выставке, мне особенно запомнились:

 

- Айвазовский И.К. " Вход парусника в бухту "

Рама, специально выполненная для этой картины, - образец искусной резьбы в виде завитков листьев, напоминающих бушующие волны. Сочетание матовой и глянцевой позолоты как бы подсвечивает картину изнутри и, кажется, что само море светится.

 

- Маковский К.Е. " В мастерской художника "

Художник изображает своего маленького сына, который тайком берет яблоко с блюда для натюрморта. Сам живописец назвал свое произведение "маленький вор". Малыш хочет взять то, что ему запрещено трогать. Родная рама выполнена по эскизам художника на тему библейского сюжета про запретный плод.

 

-  Зарянко С.К. " Портрет поручика Пономарева "

У героя этого портрета очень много самолюбования. Раму украшают разнообразные цветы, в основном тюльпаны и нарциссы. Мы вспоминаем древнегреческий миф о самовлюбленном Нарциссе.

Якоби В.И. " Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны "

Императрица потешалась не только над любимым придворным шутом, но и над своими подданными, впавшими в немилость. На раме поверх лавровых листьев (символ победы и славы) ленты с бубенчиками. Так тонко было подмечено, как быстро человек может из героя превратиться в шута.

Побывав на этой интересной выставке, мы поняли, как необходима картине рама. Она может очень много рассказать о картине, передать ее настроение, подчеркнуть ее достоинства. Рассматривая в музеях живописные произведения, обращайте внимание на их драгоценное обрамление!

Лена Ронина, 4 «А» класс