В настоящем разделе нашего сайта вы сможете ознакомиться с различными еврейскими традициями.

Раздел представлен Центром дошкольного образования "Тинок".







ЕВРЕЙСКАЯ МОЗАИКА



Песах.




Песах — праздник, который отмечается еврейским народом в честь Исхода евреев из египетского рабства. Произошло это событие около 3300 лет назад, в середине 13 века до н.э. Считается одним из самых важных праздников иудаизма. Название «Песах» образовано от ивритского слова «пасах», что означает «прошел мимо», «миновал»: когда во время десятой казни Всевышний,
наказывая египтян, как бы «обошел стороной» еврейские дома. Праздник Песах начинается вечером 15-го числа еврейского месяца Нисан и длится в земле Израиля — 7 дней, в диаспоре — 8 дней.
В Песах евреи едят мацу — пресный хлеб, т.к.Тора строжайше запретила в течение всех дней Песаха употреблять «хамец» (квасное) — продукты из теста или на основе зерновых, получившиеся в результате закваски или брожения.
Время, необходимое, чтобы тесто превратилось в хамец, составляет 18 минут. Если в течение 18 минут после того, как в муку была добавлена вода, они не подвергались обработке, то это бесспорный хамец.

Пасхальный Седер.


Центральным событием праздника Песах является первый вечер, когда устраивают особую праздничную трапезу — Пасхальный Седер — и рассказывают историю праздника, читая Пасхальную Агаду.
Во время Седера едят особые символические блюда:
• мацу во исполнение заповеди Торы;
• харосет – смесь из тертых яблок, орехов, фиников и вина в напоминание о том, как предкам приходилось лепить из глины кирпичи на строительстве египетских пирамид;
• марор – горькие травы (от хрена до листьев салата) и хазерет (тертая зелень), символизирующие всю горечь рабской жизни и полного бесправия.
Для проведения Седера используют специальное пасхальное блюдо – кеару. На кеаре в определенном порядке должны находиться три символических блюда, которые не едят:
• кусок прожаренной баранины с косточкой или куриное крыло в память о пасхальном жертвоприношении;
• крутое куриное яйцо в память о храмовых богослужениях; • карпас – кусок любого весеннего не горького овоща, чаще всего картофель.


Пасхальное блюдо кеара
При проведении пасхального Седера каждый из присутствующих должен выполнить пять обязательных этапов:
• съесть мацу, по меньшей мере, кусок размером с оливку;
• выпить четыре чаши вина или виноградного сока, которые символизируют четыре обещания, данных Всевышним еврейскому народу:
«и выведу вас из-под ига Египтян»;
«и избавлю вас от рабства их»;
«спасу вас»;
«приму вас Себе в народ».
Каждая выпитая чаша служит вступлением в следующую часть Седера;
• съесть марор (горькие травы), при этом, во время еды, зелень обмакивают в соленую воду в напоминание о том, сколько слез было пролито при жизни в Египте и о водах Красного моря, которые расступились перед ними во время Исхода;
• читать повествование об Исходе из Египта;
• читать хвалебные псалмы.
По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Элиягу, который вернется в канун Песаха на землю. Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе.
Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками. Найденный афикоман съедается в конце трапезы.
В конце церемонии обязательно звучит фраза: «В будущем году – в Иерусалиме!», которая ассоциируется с завершением «рассеяния» среди остальных народов и возвращением на Землю Обетованную.


ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА.



История началась со времен Иосифа, который вместе со своей семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.
Вс-вышний, желая спасти иудеев, послал Моше, чтобы тот вывел иудеев из египетского плена. Однако фараон не соглашался освободить рабов. За это Б-г наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными казнями.
Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ и распространялись только на египтян.
Вот эти казни:
1.Превращение воды в кровь
2.Нашествие лягушек
3.Нашествие мошек
4. Нашествие диких зверей
5.Мор скота
6.Язвы и нарывы
7.Гром, молнии и огненный град
8.Нашествие саранчи
9.Тьма
10.Смерть первенцев.
Но страшнейшей была 10-я казнь — в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моше, чтобы каждая еврейская семья вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.
И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. “Песах” в переводе с иврита означает “пройти мимо”. После этого, Моше смог увести евреев с Египетской земли. С тех пор Песах празднуется как день избавления — Исхода из египетского рабства .


Названия праздника



У праздника «Песах» несколько названий:
Песах — от паса́х (ивр. ‏פֶּסַח‏‎, миновал, прошёл мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.
Хаг ха-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься.
Хаг ха-Авив — праздник весны, когда отмечается праздник. Месяц нисан также называется месяц авив.
Хаг ха-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.
Рецепты
Ашкеназский харосет:
Ингредиенты:
3 яблока;
80 г грецких орехов;
1 чайная ложка корицы;
6 столовых ложек красного вина или виноградного сока.
Почистите яблоки и нарежьте или натрите на терке. Затем смешайте с измельчеными грецкими орехами. Добавьте в получившуюся смесь красное вино, мед и корицу.
Сефардский харосет.
Ингредиенты:
Финики без косточек – 1 стакан
Изюм -1\2 стакана
Грецкий орех -1 стакан ( в идеале смесь грецкого ореха и миндаля)
Инжир – 5-7 шт
Вино красное для вымачивания изюма -1\2 стакана
Корица -1 ст.л.
Инжир и финики нарезать на мелкие кусочки. Светлый изюм типа киш-миш замочить в красном сладком вине минимум на час-два. .Измельчить грецкие орехи и миндаль. Можно использовать арахис, миндаль, грецкий орех. Смешать изюм, инжир, финики и орехи в миске. Добавить ложку корицы. А теперь с помощью блендера размолоть фруктово-ореховую смесь. Харосет готов.
Харосет по-иерусалимски.
финики - 5 шт.
яблоки - 1-2 шт.
грецкие орехи - 6 шт.
миндаль - 5 шт.
имбирь - 1 щепотка
корица - 1/4 ч.л.
вино - 1-3 ст.л.
Перемолоть отдельно финики, яблоки, грецкие и миндальные орехи. Смешать все ингредиенты, добавляя такое количество вина, чтобы масса оставалась густой.





ПУРИМ.




Пурим — праздник, посвященный событиям, которые произошли в древней Персии в 355 году до нашей эры. В то время огромным персидским царством, в котором жило много народностей, исповедовавших разные религии, правил царь Ахашверош. Этого царя многие помнят по древнегреческой истории: это тот самый Ксеркс (Артаксеркс), который пытался завоевать Грецию и которому оказали героическое сопротивление 300 спартанцев.


ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА.



Ахашверош взошёл на трон персидской империи более чем две тысячи лет тому назад (в 3392 году от сотворения мира). Хотя он не был законным наследником персидского престола, ему удалось привлечь к себе народ своим богатством и силой и распространить свое владычество над всеми землями Персии. Он провёл много успешных войн, пока ему не удалось стать властелином огромного царства, включающего 127 провинций и простирающегося от Индии до Эфиопии. Он женился на Вашти, дочери вавилонского царя Белшацара и внучке всесильного властелина мира Невухаднецара.

Ахашверош постоянно искал новые способы укрепить свое царствование и снискать популярность среди всех своих поданных, а также среди всесильных персидских сановников, окружавших его двор.

Одним из важных мероприятий в этом направлении был перевод столицы из Вавилонии в Персию. А ещё более важным для этой цели царь считал устройство празднеств, продолжавшихся целых сто восемьдесят дней подряд. На эти празднества были приглашены представители всех народностей, населявших его огромную империю. Затем, в конце полугодия, он устроил особый семидневный праздник для всех жителей Шушана. На этом празднике, специально предназначенном для того, чтобы приобрести благосклонность народных масс, были предоставлены простым людям почётные места, и малейшее их желание немедленно исполнялось.

Но была еще одна причина, по которой был устроен пир. Царя Ахашвероша несколько смущала мысль о том, что это он приостановил восстановление Храма в Иерусалиме. Он боялся, что восстановление еврейского государства и отстройка их Храма в Иерусалиме может поколебать основу его мировой империи. По расчёту Ахашвероша семьдесят лет изгнания евреев должны были истекать на третьем году его царствования. Когда этот срок наступил и ничего не случилось, он торжествовал, будучи уверен, что теперь евреи навсегда останутся его подданными и никогда не приобретут уже больше власти и независимости.

Это также явилось причиной такого помпезного празднества, устроенного Ахашверошом. Он почувствовал себя уверенным и всесильным. Настолько уверенным и всесильным почувствовал он себя теперь, что без колебаний решил украсить свои столы драгоценными святыми сосудами Храма.

Как и все другие народы, евреи также были приглашены принять участие в царском празднике. Подавляющее большинство евреев отказалось посетить этот пир, но нашлись и такие евреи, которые все же пошли на праздник. К их ужасу они узнали украшавшие царские столы святые сосуды Храма и отпрянули от них. Но царь тут же распорядился поставить для евреев особые столы. Еврейские гости подавили в себе свою уязвленную гордость, проглотили обиду за поруганную честь своего оскверненного Святилища и остались, как ни в чем не бывало, на празднике. Они наслаждались трефной пищей, пили запретное вино и веселились наравне со всеми другими гостями.

ВАШТИ.


Царь начал хвастать своим богатством, своей огромной империей, а затем и царицей Вашти, не имевшей себе равных в необычайной красоте. Один из опьяневших гостей, которому ударило в голову выпитое им вино, набрался отваги и потребовал от царя доказать правдивость своих слов и велеть Вашти показать свою красоту гостям. Царь тут же послал за царицей Вашти, повелев ей явиться пред гостями.

Однако, когда царь послал за нею, она с возмущением выкрикнула: "Как можно послать за мною, как за рабыней, как за простой служанкой?!". И она воспротивилась повелению царя, наотрез отказавшись явиться в зал.

Царь Ахашверош рассвирепел. Он призвал мудрецов своей империи вынести приговор Вашти за её неповиновение. Но многие из них боялись высказаться. Все молчали, за исключением Амана, бывшего тогда мало кому известным чиновником по имени Мемухан и самым младшим по рангу среди присутствующих; он посоветовал царю казнить Вашти, поскольку её постыдный поступок будет иметь далеко идущие последствия. Итак, Вашти была казнена за её ослушание царю.

Вскоре по всему царству начались поиски подходящей жены для царя. Все красивые девушки страны были доставлены во дворец с тем, чтобы царь мог выбрать себе одну из них в жены вместо Вашти.

ЭСТЕР.


Соревнование претенденток на занятие места Вашти продолжалось несколько лет. Прекраснейшие девушки из 127 провинций царской империи собрались в царском дворце в Шушане, соперничая в завоевании царской благосклонности.

В Шушане проживал один очень богобоязненный и ученый еврей по имени Мордехай, который воспитывал племянницу по имени Эстер или Адасса, т.к. она была круглой сиротой. Хотя Эстер далеко не была самой красивой из всех соревнующихся с нею девушек, царь предпочёл её всем другим.

Когда Эстер узнала, что ей суждено стать царицей, она окружила себя верными еврейскими слугами, обеспечившими её кошерной пищей и не выдававшими её тайны, что она еврейка, ибо Мордехай наказал ей держать пока в тайне её происхождение, до наступления дня, когда она сможет открыть это.

МОРДЕХАЙ.


Однажды Мордехай подслушал во дворце беседу, которую вели между собой два царских служителя Бигтан и Тереш. Он узнал, что они замышляют отравить царя за то, что он понизил их в должности. Хотя по национальности они были тартианцами и разговаривали на их родном языке, но Мордехай знал многие языки и легко разобрался в их беседе. Он рассказал Эстер об этом преступном заговоре. Эстер в свою очередь сообщила об этом царю от имени Мордехая. Когда после полуденного отдыха царь потребовал свое обычное питье, ничего не подозревавшие заговорщики Бигтан и Тереш принесли отравленный напиток и были пойманы с поличным. Оба преступника были казнены, а в царскую летопись было занесено, что Мордехай спас жизнь царя.

АМАН.


Аман был богатейшим человеком того времени. Нечестными путями он приобрел себе несметные богатства, захватив, между прочим, сокровища царя Иудеи. Царь Ахашверош, на которого произвело огромное впечатление сказочное богатство Амана, назначил последнего своим премьер-министром. Царь издал указ, повелевающий всем во дворце почтительно кланяться Аману.

На своей груди Аман носил изображение своего идола, которому он поклонялся. Мордехай отказался кланяться Аману, несмотря на ряд предупреждений со стороны многих царских слуг. Когда сам Аман укорял его в неповиновении царскому указу, у Мордехая был на это весьма недвусмысленный ответ: он еврей; он никогда не поклонится тому, кто носит на груди образ языческого идола.

Аман решил тогда избавиться от всех евреев и быстро составил большой перечень ложных обвинений, прибавив и несколько истин, и полуистин, чтобы все это выглядело правдой в глазах царя.

"Они держатся отдельно от всех; они живут все вместе, едят и пьют только среди своих. Они не общаются с другими народами и не берут в жёны дочерей туземного населения. Они бездельники и лентяи, – они только и делают, что празднуют; то у них Шаббат, а то Песах, Шавуот, Суккот и многие другие праздники". Аман предложил царю десять тысяч серебряных монет, чтобы покрыть убыток, который будет, возможно, причинен государству при преследовании евреев.

Но царь с улыбкой ответил: "Дарю тебе эти деньги и евреев в придачу. Делай с ними, что хочешь". Чтобы показать, что он действительно думает так, снял царь Ахашверош свой перстень-печатку со своего пальца и передал его Аману, тем самым наделяя его абсолютной властью. Аман торжествовал, радуясь своему успеху. Он вызвал писцов и продиктовал 2 указа.

УКАЗЫ АМАНА.


Первый указ был открытым приказанием правителям каждой провинции вооружить народ и подготовить его к тринадцатому дню месяца адар. В этот день должны подняться все, как один, и вырезать "определенную группу вредного народа". Кого именно имел этот указ в виду, разъяснял второй, запечатанный, указ, который нельзя было открывать раньше тринадцатого адара. В этом втором, закрытом, указе было ясно написано, что нужно напасть и убить всех евреев, старых и молодых, женщин и детей, где бы они ни находились во всей огромной персидской империи.

Оба указа были надлежащим образом подписаны и снабжены царской печатью, а затем переданы в запечатанном виде царским курьерам для срочной доставки правителям всех провинций. Поскольку на них имелась царская печать, они не могли быть отменены. В эту ночь Мордехаю снился странный сон. Пророк Элияу, чудесный защитник, появляющийся всегда в трагический момент, чтобы предупредить еврейский народ об угрожающей ему опасности, явился Мордехаю во сне и открыл ему злодейский план Амана. Элияу открыл Мордехаю также и то, что эта угроза является наказанием за нарушение евреями Торы своим посещением трефного праздника Ахашвероша, и что только полное раскаяние спасёт евреев от меча Амана

Проснувшись утром, Мордехай разорвал на себе свои одежды и вышел в город в трауре с громким, горьким плачем, взбудоражив всех евреев Шушана. Трагическая новость распространилась по всему городу, и сердца евреев наполнились великим, неизбывным горем; они узнали, что обречены на смерть в тринадцатый день адара.

Через верного слугу Мордехай передал царице Эстер страшную новость и приложил копию царского указа, обнародованного в Шушане. Мордехай просил Эстер явиться к царю и просить за свой народ.

Но Эстер напомнила, что имеется строгий приказ, согласно которому любой человек, входящий во внутренний двор царя без особого приглашения, подлежит смерти, за исключением того случая, когда царь милостиво протянет вошедшему свой золотой скипетр в знак прощения. Эстер сказала: «К несчастью, я действительно лишена сейчас царской благосклонности – я не была приглашена к царю вот уже тридцать дней! Могу ли я быть уверена в том, что царь будет рад моему появлению и протянет мне свой скипетр? Я, конечно, не боюсь умереть за свой народ, но мы ничего ведь не добьёмся, если я умру напрасно».

«Не думаешь ли ты спастись под защитой царского дворца в то время, как все твои братья погибнут? Евреи будут в конце концов так или иначе спасены, если же ты не пожелаешь рисковать своей жизнью ради них, то уж ты наверное погибнешь! Сейчас не время думать о своей личной безопасности. Ты должна рискнуть и положиться на Б-га»-сказал Мордехай.

СПАСЕНИЕ ЕВРЕЕВ.


Теперь Эстер предложила собрать всех евреев, старых и молодых, чтобы поститься и молиться три дня, пока мольба эта не достигнет Небес, и Б-г не сжалится над евреями. А во дворце Эстер и ее служанки также будут поститься и молиться, ибо ничто, кроме Б-жьего чуда, не спасет наш народ. По прошествии трех дней она пойдет к царю вопреки закону, а если суждено ей погибнуть – то погибнет...

Пост был принят и соблюдался всеми евреями, проживающими во всех 127 провинциях персидской империи. Всюду, где находились евреи, была большая печаль.

Все три дня поста Эстер непрерывно молилась Б-гу, прося даровать ей успех в ее попытке спасти свой народ. На третий день она набралась храбрости и пошла в тронный зал. Царь увидел Эстер, стоявшую у входа. Ахашверош быстро протянул ей свой скипетр, и Эстер приблизилась и спросила царя, не соблаговолит ли он прибыть на пир, который она устраивает специально для него и для премьер-министра Амана. Царь тут же исполнил желание царицы, послав за Аманом, чтобы он немедленно явился на пир.

Когда царь и Аман появились на пиру и царь вновь спросил царицу, чего она желает, Эстер посчитала и этот момент еще не подходящим. Поэтому она пригласила царя и Амана на второй пир, который она устроит завтра, пообещав открыть тогда царю своё желание.

Аман был вне себя от гордости и радости при виде особого внимания и чести, которые оказала ему царица Эстер. Только одно огорчало его-он никак не мог избавиться от ненавистного Мордехая. Поэтому, когда жена его Зереш предложила повесить Мордехая, Аман был в восторге от этого и, не теряя времени, тут же воздвиг виселицу высотой в пятьдесят локтей у себя во дворе.

Ночью после пира царь Ахашверош никак не мог заснуть. В его сердце закралось большое подозрение: почему пригласила Эстер на банкет Амана? Не замышляют ли они оба нехорошее против него? Ахашверош, стараясь прогнать от себя свои опасения, приказал принести летопись и читать из нее. Дежурный дворецкий принёс требуемую книгу и приготовился читать царю. Когда он открыл книгу, он наткнулся на историю Мордехая, спасшего жизнь царя, раскрыв заговор Бигтана и Тереша.

Выяснилось, что Мордехай не получил никакой награды за спасение жизни царя и решил Ахашверош посоветоваться со своим главным министром.

– Скажи мне, Аман, мудрый мой советник, как следует поступить с тем человеком, которого царь желает чествовать?

Аман был уверен, что царь хочет чествовать его. И он сказал с напускной скромностью: "Человек, которого царь желает чествовать, должен быть облачён в царские одежды самого царя; на голове его должна быть возложена царская корона, и он должен верхом на лошади проезжать по улицам города, в то время как один из важных царских министров бежит впереди него и кричит: "Так поступают с тем человеком, которого царь желает чествовать!"

Ахашверошу понравилось предложенное и он сказал: «Аман, пойди и сделай все это Мордехаю!»

Эти слова поразили Амана, но пришлось ему подчиниться.

Облаченный по-царски и с величественным видом проезжал Мордехай по улицам Шушана, в то время как Аман вёл за уздцы коня, выкрикивая: "Так поступают с человеком, которого царь желает чествовать!"

Когда же разозленный и расстроенный Аман вернулся домой, пришли за ним царские слуги, т.к. настало время идти на пир к Эстер.

Когда же на пиру Ахашверош вновь спросил у Эстер, чего она желает, она ответила: «Я прошу, чтобы была пощажена моя жизнь и жизнь моего народа! Ибо народ мой и я сама предательски осуждены на смерть, на беспощадное истребление и уничтожение!»

– Кто посмел сделать это? – с возмущением вскрикнул царь.

– Враг и неприятель, который уже послал некогда царицу Вашти на гибель, а теперь задумал лишить жизни также и меня! Этот негодяй не кто иной, как злобный Аман!

Аман ужаснулся и побледнел. Он тут же упал к ногам Эстер, прося пощады. Царь Ахашверош был вне себя от ярости. Он вышел в сад, но вместо того, чтобы успокоиться, разозлился еще сильнее, т.к. увидел виселицу, приготовленную Аманом для Мордехая. Он тут же приказал повесить на ней Амана. Таким образом, Аман был повешен на той самой виселице, которую он приготовил для Мордехая. Только после этого гнев царя утих.

Только теперь Ахашверош узнал, что Эстер является потомком царской семьи Соломона, первого еврейского царя. Когда царь узнал, что Мордехай-дядя царицы Эстер, он тут же назначил его на место Амана.

Однако, жестокий указ все еще не был отменен, а если его не отозвать вовремя, евреи погибнут. К несчастью, не так-то просто было отменить указ, который был разослан от имени царя и по его повелению и имел личную печать царя. Такой указ нельзя было отозвать обратно.

Было решено издать новый указ от имени царя. Этот документ был немедленно разослан всем правителям и князьям 127 провинций. В новом царском указе было дозволено евреям собираться в тринадцатый день адара и защищаться от врагов, нападать на них и убивать всех тех, которые посмеют выступать против них.

Новость о великом спасении евреев молниеносно распространилась повсюду, вплоть до самых отдалённых уголков персидской империи.

Когда наступил тринадцатый день месяца адар – тот самый день, в который евреи должны были быть убиты и уничтожены Аманом и его зловещими приспешниками, – собрались евреи в общественных местах каждого города и селения и предавали смерти именем царя всех злобных врагов, желавших погубить евреев.


ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА



Обязанность отмечать Пурим — одна из заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из нескольких заповедей. Среди них -чтение Мегилат Эстер, «мишлоах манот», «подарки бедным», чтение Торы, веселый пир, запрет траура и поста.

В отличие от Хануки, увековечивающей спасение народа Израиля от духовного уничтожения, Пурим символизирует борьбу за физическое выживание еврейского народа. Поэтому празднование Пурима включает в себя моменты не только духовные, но и чисто материальные, как бы призванные заявить на весь свет: вот, мы живем, едим, пьем и веселимся! А «мишлоах манот» (обмен яствами с друзьями и близкими) и «подарки бедным» доказывают, что неотъемлемая часть нашей жизни — это забота о ближних.

Чтение Мегилат Эстер


Прослушать чтение Мегилат Эстер мы обязаны в Пурим дважды: вечером, при наступлении праздника, и утром. Читать следует обязательно по свитку, написанному на пергаменте с соблюдением всех правил. Чтец должен быть опытным, хорошо знающим правила чтения Мегилат Эстер.

«Мишлоах манот» и «подарки бедным»


Чтобы укрепить дружбу и братство среди евреев, наши мудрецы заповедали нам исполнять заповедь «мишлоах манот» (буквально — «посылка яств»). Каждый раз следует посылать не менее двух блюд — только тогда можно считать, что заповедь выполнена. Подчеркнем, что заповедь «мишлоах манот» следует исполнять именно в течение дня Пурима.

Исполняя заповедь «подарков бедным», следует в этот день давать вдвое больше, чем при исполнении заповеди «мишлоах манот». Эта заповедь призвана выявить характерное для евреев чувство сострадания и жалости. Заповедь «подарков бедным» не означает, что надо давать именно еду. Можно — и даже желательно — тем, кто нуждается в деньгах, дать деньги. Еще со времен глубокой древности стало обычаем организовывать сбор средств для нуждающихся, чтобы обеспечить им все необходимое для Пурима.

Пуримшпиль.


Лишь в этот день были разрешены театральные представления с характерными персонажами. В Израиле всегда устраивается полноценное карнавальное шествие. Выбор костюмов остается за участниками. Детям вручаются пуримские трещотки, ведь на праздник нужно как можно больше шуметь, показывая радость всего еврейского народа за спасение от гибели. Маска в этом случае символизирует возможность возникновения случайных событий, которые по своей сути являются Божьим проведением.

В еврейских общинах, как правило, устраивают театрализованные представления (Пуримшпиль), уличные спектакли. Во времена средневековья было принято проходить по улицам с чучелом, символизирующим коварного Амана. В конце праздника чучело обязательно сжигалось.

Пуримская трапеза


Пурим — это «дни пира и радости». Поэтому мы должны устроить днем в Пурим пышную трапезу. Недостаточно вечерней трапезы при наступлении праздника. Во время трапезы днем мы обязаны пить вино, ибо сказали мудрецы наши: «Должен человек напиться в Пурим до того, чтобы не отличать слова “проклят Аман” от слов “благословен Мордехай”».

Гоменташен.


Одним из наиболее известных и распространенных кулинарных обычаев праздника Пурим среди ашкеназских евреев, являются "уши амана". Все мы с удовольствием едим эти треугольные печенья наполненные маком, финиками, орехами, и т.д ( вариантов много).



Мы желаем всем веселого и кошерного праздника! Хаг Пурим!



ТУ БИ ШВАТ



ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА




Всем известен праздник Ту би-Шват. А насколько он древний? Или же он совершенно новый? Давайте попробуем разобраться.

Первое упоминание о Ту би-Шват мы находим в Мишне, в трактате Рош hа-Шана ("новый год"), где говорится о том, что выделяют четыре новых года:

Первое Нисана – новый год царей и праздников.

Первое Элула – новый год для десятины скота.

Первое Тишрей – новый год счета годов, юбилеев, а также день Суда.

Пятнадатое Швата – новый год деревьев.

Ту би-Шват на иврите буквально — 15-ое Швата; числовое значение еврейских букв тет и вав — «ту» — пятнадцать. Наши мудрецы установили 15-ое Швата как «Новый год деревьев» потому, что к этому дню обычно уже выпадает большая часть годовой нормы осадков, и на деревьях успевают завязаться плоды. Плоды фруктовых деревьев, завязавшиеся до Ту би-Швата, считаются плодами этого года. Плоды, завязавшиеся после Ту би-Швата, будут считаться плодами следующего года. Завязью Талмуд считает плод, не достигший еще трети своего нормального размера.

"Новый год деревьев" - имеется в виду урожай для отделения десятин.

Пятнадцатый день еврейского месяца шват первоначально не носил праздничного характера, а имел практическое значение – служил чисто технической датой для отсчета годов дерева (поэтому существует и иное название этого дня – «Рош а-Шана ле-иланот» – Новый год деревьев) от которой рассчитывается начало сельскохозяйственного цикла. Ведь вся земледельческая деятельность еврейского народа в Эрец Исраэль регламентировалась еще и религиозными законами. Орла – так называются плоды первых трех лет жизни дерева –запрещены в пищу; только лишь с четвертого года плоды этого дерева можно есть. Трумот и маасрот – часть урожая (досл.: «подношения» и «десятины»), которую следовало отдать в Храм – в те времена, когда он существовал. Постепенно, с разрушением Храма и изгнанием еврейского народа, значение этого праздника практически сошло на нет.

Новое понимание этой даты привнесли в XVI в. каббалисты города Цфат, вернув его знаимость в еврейской жизни. Они превратили его в символ единства народа Израиля и природы Страны Израиля. Они же ввели и некоторые обычаи, которые распространились по всему миру. Это трапеза с фруктами и плодами Эрец Исраэль, специальный седер и четыре бокала вина, как в праздник Песах.

Приблизительно со средних веков появляется и название Ту би-Шват.

В наши дни, отмечая праздник, принято есть плоды, растущие в Эрец Исраэль и упоминаемые в Торе - это пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, оливки, финики. Но на протяжении многих лет в условиях климата Восточной Европы единственным удовольствием этого дня могли быть только лишь изюм, орехи и другие сухофрукты. Они то и служили напоминанием о реальном, а не символическом, значении праздника.



ПОСАДКА ДЕРЕВЬЕВ




Ну и совсем молодой обычай этого праздника – это посадка деревьев.

Начало этому новейшему обычаю было впервые положено в Ту би-Шват 1890 года в сельскохозяйственной колонии Зихрон Яаков.

Историк и раввин Зеев Явец, один из основателей движения Мизрахи, а в то время учитель школы, организовал посадку рощи, раздав детям саженцы и торжественно пройдя по улице. Его примеру сажать в этот день деревья последовали и другие поселения.

В 1908 году Союз еврейских учителей включил Ту би-шват в календарь праздников еврейских школ в Эрец Исраэль.

Еврейский Национальный Фонд в начале ХХ века посвятил именно этот день посадке различных деревьев, и в наши дни Фонд планирует на каждый Ту би-Шват крупные акции по посадке деревьев. В таких мероприятиях принимает участие много израильтян, исполняются особые песни, посвященные этому празднику. Церемонии посадки деревьев являются символом возобновления связи между еврейским народом и его землей.



МИНДАЛЬНОЕ ДЕРЕВО




Миндаль - символ праздника Ту би- Шват.

Оно первым среди деревьев покрывается белыми и розовыми цветами. Обычно миндаль цветет с середины января до конца февраля.

Интересно, что ивритское название миндаля - "шакед" - означает "усердствующий" или "бодрый". И действительно, это дерево в своем усердии цветения опережает все остальные деревья Эрец-Исраэль. Ведь оно цветет первым из деревьев и очень прилежно, с огромным количеством цветов, кажется, что дерево тонет в белой или розовой пене кружев.

Хотя миндаль - символ довольно новый, без него невозможно представить себе и сам праздник. Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают cказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети.



Мы желаем вам яркого и кошерного праздника!

Хаг Ту би Шват самеах!