ЕВРЕЙСКАЯ МОЗАИКА

В настоящем разделе нашего сайта вы сможете ознакомиться с различными еврейскими традициями.


ИСТОРИЯ ХАНУКИ




В 334 году до н. э. Александр Македонский начал войну с Персидским царством. Искусно командуя объединёнными греко-македонскими войсками, он завоевал Малую Азию и победным маршем дошёл до северной Индии. Среди покорённых земель оказалась и территория Израиля, лежавшая на пути завоевания Египта. За 12 лет войны Александр Македонский создал на завоёванных территориях огромную империю. Но долго править ею ему не пришлось: через год после окончания военного похода летом 323 года до н.э. он умер.

После смерти полководца империя Македонского была разделена между двумя эллинистическими государствами. Территорией Египта правила династия Птолемеев, а остальная часть досталась Селевкидам. Так Эрец Исраэль оказалась на спорной территории между двумя правящими династиями. Затем состоялся раздел, с 301 по 200 год до н.э. Израиль был под властью династии Птолемеев, а после, до римского господства – под властью Селевкидов.

При персидском правлении до завоевания Израиля Александром Македонским, и при его вторжении в Израиль власти относились к евреям благосклонно. Им позволяли вести привычную храмовую службу и жизнь, подчинённую законам Торы.

Такое положение сохранялось и при Птолемеях, хотя постепенно протекала эллинизация местного населения. Было введено налогообложение. На земле, где раньше проживали евреи, стали оседать солдаты-завоеватели. Они строили города, внедряли свою культуру и устанавливали статуи Зевса и прочих греческих богов. Некоторым слоям еврейской знати нравилась свобода греческого образа жизни, они с готовностью служили новой власти.

Насильственная политика и гонения на евреев начались при царе Антиохе IV из династии Селевкидов в 144 г. до н.э. Было запрещено исполнение законов Торы, обрезание, кашрут и соблюдение субботы. Последним испытанием послужило осквернение Иерусалимского храма, его разграбление и установление статуи Зевса. В двадцать пятый день месяца Кислев (3594 года от сотворения мира) солдаты царя зарезали свинью на жертвеннике Храма, сожгли там свиток Торы. Избежать массовых волнений в народе Израиля стало уже невозможно.



Восстание Маккавеев


Первосвященник из рода Хасмонеев, почувствовав угрозу для всего народа в этих новых указах, поднимает восстание. Вначале их было всего 6, Матитьягу и его пять сыновей.

В поселениях появились вооружённые отряды, сначала стихийные, а затем Матитьягу из рода священников Хасмонеев (хашмонаим)* возглавил их. «Хашман» (мн. число «хашмонаим») – это титул, который давали выдающемуся человеку, замечательному своим происхождением, талантами, поведением. Только сила его духа, готовность пожертвовать собой за Тору позволила ему собрать разрозненные отряды, объединить их. Они скрывались в пещерах, сражались ночью. Особо отличились в этом восстании сыновья Матитьягу, которые продолжили борьбу после смерти отца. После смерти Матитьягу управление восстанием перешло к его третьему сыну Иегуде Маккавею. Все они получили прозвище «Маккавеи». Макаби (мн.число «Макабим) – это титул сражавшихся за слово Божье, тех, кто написал на своем знамени: Ми камоха баэйлим, Адонай («Кто подобен Тебе в силе, Господь»). Аббревиатура этих слов – Макаби.

Еще до окончательной победы был отвоеван Иерусалим и Храм.

«Вошли они в Храм и увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и хранилища разрушены, и везде нечистоты. Призвал Иеhуда священников, праведных ревнителей закона, чтобы они очистили святилище и вынесли осквернённые камни в нечистое место. Они взяли другие цельные камни, и построили новый жертвенник, а потом устроили святыни и внутренние части храма, освятили притворы и развесили завесы. Сделали новую священную утварь, внесли в храм Менору (светильник) и жертвенник для благовоний…

В двадцать пятый день девятого месяца Кислев зажгли Менору и принесли жертву на новом жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлён был Храм и жертвенник его с песнями, с тимпанами, кимвалами и шофарами. И весь народ молился и благодарил Всесильного. Осквернённый храм был очищен, обновлён и освящён» (из книги Маккавеев).

Евреи горели желанием провести службу, но масла для Меноры нашли лишь кувшинчик, которого хватит всего на день. Но евреи не сдаются. Полные желания провести службу по всем правилам Торы, они зажигают Менору. И произошло чудо, масло горело 8 дней, до тех пор, пока не приготовили новое масло. В честь этой победы установлен был праздник Ханука.

Победа Маккавеев остановила шествие эллинизма и сохранила духовные ценности, которые остаются еврейскими ценностями навсегда.



Традиции Хануки


Основная традиция – зажигание ханукальных свечей в специальном светильнике, называемом Ханукия. Каждый день добавляют по одной свече, пока не дойдут до 8. Ханукия ставится у окна, чтобы напомнить о чуде как можно большему количеству людей.

Принято также готовить сладкие пончики – суфганиет, жарить в масле картофельные оладьи –левивот. Дети играют в волчок – Сэвивон, на четырех гранях которого изображены буквы, составляющие фразу “великое чудо случилось там”.

В Ханукию вставляют свечи разных цветов, они символизируют отличия разных общин, которые отличаются языком, цветом кожи, традициями. Но праздник Ханука объединяет всех нас, несмотря на отличия, а это и есть настоящее чудо!

Мы поздравляем всех с наступающим праздником!

Хаг Ханука самеах!